Главная | Регистрация | Вход | RSSСуббота, 18.05.2024, 12:54

Мой сайт

Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [4]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

«Система работы по предупреждению ошибок»

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 3

Г.Гуково

 

 

«Система работы по

предупреждению

ошибок»

 

Выступление на заседании  ШМО учителей

начальных классов

29.12.2011год

 

 

Докладчик: Серова Ю.С.

 

 

 

 

 

«Система работы по предупреждению ошибок»

                            

      Проблема грамотного письма учащихся – это одна из главных задач учителей начальных классов.

      Еще в период обучения грамоте я ставлю перед собой цель: научить детей сначала слуховой зоркости – слуховому восприятию:

это слуховые диктанты предложений.

      Начинающему ученику сложно (а при незнании букв и просто невозможно) написать настоящий диктант. А как хочется это сделать!

      Найдем компромиссное решение.

      Запишите предложение цифрами.

      Наступила осень. (2)

      Часто идут дожди. (3)

      Птицы улетают. (2)

      Итак: 2, 3, 2.

      Такой необычный диктант может быть записан яркими фломастерами. А после выполнения задания следует восстановить «зашифрованную» запись, активизировав тем самым память детей.

      Сосчитайте количество пробелов (пропусков) между словами.

      Зима пришла. (1)

      Выпал пушистый снег. (2)

      Замерзли реки. (1)

      Какая красивая зима. (2)

      Итак: 1, 2, 1, 2.

      Такие диктанты могут проводиться в 1-м классе почти на каждом уроке по следам интересных событий, прочитанного. Составлять их могут и сами дети. Задания способствуют развитию речевого творчества детей.

      А затем зрительной зоркости – зрительному вниманию, которые сливаются в одну орфографическую задачу.

      Анализ диктантов, проводимых по разным темам, заставил меня задуматься над развитием орфографической зоркости детей. Анализ этого вида работы проводила по двум позициям: количество ошибок; классификация ошибок по орфограммам. Это дало возможность выявить слабоуспевающих учеников по русскому языку и установить причины их неуспеваемости (хотя причины были у каждого ребенка свои).

      Вот некоторые из них:

            - незнание правил;

            - знание правил, но неумение их применять;

            - дети мало и плохо читают, при чтении допускают ошибки;

            - отсутствует положительная мотивация;

            - плохо развита память, мыслительные процессы протекают медленно;

            - дети не получают помощи от родителей и не контролируются ими.

      Всю работу по предупреждению построила из нескольких этапов:

 

На I этапе была поставлена задача: «С чего следует начать работу по

                                                                формированию 

                                                               орфографической зоркости, так необходимой для 

                                                                достижения грамотного письма?»

      Прежде всего необходимо научить детей слышать звуки, определять их количество в слогах, а затем в словах, различать гласные и согласные, ударные и безударные; надо научить видеть и узнавать орфограммы в слове; приучить к самоконтролю.

      При решении орфографических задач постоянно ставились вопросы: «Какую букву надо проверить при письме и почему?», «Как вы это будете делать?», «Что надо сделать, чтобы написать верно?»

      Вот некоторые приемы работы, которые я использую на этом этапе:

  1. На каждом уроке отвожу 3-5 мин.для дополнительного жужжащего чтения, а на уроках русского языка использую методику орфографического проговаривания.
  2. Письмо с проговариванием.

Ученик диктует предложение, произнося каждое слово орфографически, диктует слово по слогам, называя слог и гласную в нем. Позднее – проговаривают только по слогам, называя четко каждое слово.

  1. Письмо с комментированием, помогающее детям избежать возможных ошибок.   

      Ученик диктует предложение и объясняет все орфограммы.

  1. Повторение изученной орфограммы.

Упражнения занимают на уроке не более 5 мин. Отработка каждой повторяемой орфограммы проводиться в течение одной недели. В это время нельзя допускать чередования нескольких орфограмм.

Например, повторяем правописание Ъ и Ь разделительных знаков:

                   - в понедельник – учащиеся пишут 10 слов на данную тему с           

                                                  объяснением

                   - во вторник – эти же слова, но под диктовку, без объяснения

                   - в среду – пишут только те слова, в которых допустили ошибки

                   - в четверг – небольшой диктант, насыщенный словами с Ъ и Ь знаками

                   - в пятницу – диктант из слов, в которых допустили ошибки (объяснить)

       5.   Игровые моменты, которые привлекают внимание детей к данной орфограмме и 

             создают условия для мотивации учения.

             Например:

                              А). Игра «Третий лишний». Вычеркни лишнее слово: лес, лестница,

                                     лесничий.

                              Б). Игра «Назови ошибку». Выдели слова, обозначающие предметы: дом,

                                    море, вышло, ученик.

                              В). Найди «Опасное место». Учитель произносит слова, а дети, как

                                    только услышат звук, которому при письме нельзя «доверять»,

                                    хлопают в ладоши: зуб, папа, ком, легкий.

 

Цель II этапа работы по предупреждению ошибок состоит в том, чтобы ученики

                                    писали

                                   слова с предложенными орфограммами правильно и осознанно, умели

                                   находить орфографию в словах и предложениях, доказывали и

                                   обосновывали свой выбор.

      Для этого подбираю упражнения достаточно разнообразные, чтобы они не надоели детям и интерес и внимание к ним постоянно возрастали. Для этого предлагаю слова с орфограммами в более занимательной форме, через любой другой дополнительный материал.

      Например:

           - списывание с доски с пропуском букв;

           - работа в паре с последующей взаимопроверкой;

           - использование ребусов, кроссвордов, загадок;

           - игра «Подскажи словечко» и др.

 

      Формы работы, которые применяю на этом этапе, различны:

           - списывание с разнообразными заданиями;

           - диктанты зрительные, с комментированием, объяснительные выборочные (по орфограммам), предупредительные, картинные, диктанты по памяти;

           - диктант «Проверю себя», когда ученик пишет слова с пропуском букв, в написание которых сомневается. После диктанта дети спрашивают и только потом вставляют нужную букву. Иногда приходится напомнить правило, задать наводящий вопрос или объяснить.

           - диктант «Найди слова». Диктуется несколько предложений и дается задание: подчеркнуть слова, которые можно проверить (2-3 предложения).

 

                  Работа над ошибками диктанта.

      1). После проведения диктанта выписываю для себя все слова, в которых допустили ученики ошибки.

      2). На следующий день записываю эти слова на доске, учащиеся объясняют орфограммы, проговариваем хором.

      3). Провожу небольшой диктант из этих слов.

      4). На следующий день снова выписываю слова с ошибками, анализируем их.

      5). Снова небольшой диктант.

      (Эта работа аналогична работе по повторению изученной орфограммы).

      Еще раз следует напомнить, что если эти ошибки единичны, то причины надо искать в другом. Не являются дистрофическими ошибки, допущенные из-за незнания грамматических правил.

      Что может сделать учитель, обнаружив такие ошибки в тетради своего ученика, помимо того, что даст рекомендацию обратиться к логопеду?

      Во-первых, при поступлении ребенка в первый класс на первом же родительском собрании я бы попросила родителей письменно ответить на некоторые вопросы. Причем сделать это желательно дома, хорошо обдумав свои ответы. Это поможет учителю лучше узнать ребенка, постараться предугадать, где ученик может "споткнуться”.

      Конечно, анкетирование должно проводиться только добровольно, поэтому учитель должен не просто раздать анкеты, а объяснить важность своей просьбы.

Чтобы убедить родителей в необходимости пойти навстречу, я к заранее отпечатанному сборнику вопросов обязательно прилагаю короткое обращение (помимо того что на словах объясняю необходимость этой процедуры). В нем я убеждаю родителей, что все вопросы я задаю не из любопытства, а исключительно в интересах ребенка, и обязательно уверяю их, что вся информация, которую они мне сообщат, будет строго конфиденциальна.

      Как правило, родители в ответ на такое доверительное обращение делают шаг навстречу.

      Среди множества вопросов необходимо задать и те, которые помогут вам сразу для себя выделить детей с возможными будущими проблемами в овладении чтением и письмом. Вы можете спросить, когда ребенок начал говорить, как развивалась его речь, были ли проблемы, занимался ли он с логопедом, как заучивает стихи, разговорчив или молчалив, как и где учился читать, какая рука ведущая. Обязательно выясните, есть ли, по мнению родителей, какие-то психологические особенности у ребенка (застенчивость, вспыльчивость, обидчивость и т.п.).

      Важны даже такие вещи, которые на первый взгляд кажутся незначительными. Например, очень часто при чтении ребенку трудно следить за строчкой, взгляд скользит. Ученые, проведя исследования, предполагают, что если в грудном возрасте малыш лежит так, что экран телевизора попадает в поле его зрения, то глазные мышцы привыкают к хаотичному движению. Поэтому в дошкольном возрасте полезны упражнения для подготовки глазных мышц к последовательному слежению за строчкой.

      Проанализировав ответы на вопросы, вы можете взять на заметку детей, у которых могут быть трудности.

Но здесь надо сразу оговориться – ни в коем случае не делайте ранних выводов. Бывает, что дети с речевыми нарушениями могут учиться хорошо, тогда как дети, казалось бы, не имеющие никаких предпосылок, дают яркие проявления диспепсии и дисграфии. Короче говоря – недопустимо навешивание на ребенка "ярлыка”. Наблюдать надо осторожно, не травмируя ученика.

      Итак, вы обнаружили специфические ошибки, родители обратились к специалисту, ребенок начал посещать занятия с логопедом и принес вам справку, где имеется заключение.

Что дальше?

      Второе, что вы можете сделать после анкетирования родителей, – поддерживать постоянный контакт с логопедом и оказывать ему содействие в работе. К сожалению, на практике часто бывает так, что или логопед, или учитель проявляют ненужные амбиции, не стремятся к взаимодействию, сотрудничеству. Необходимо сразу для себя уяснить: главное – это интересы ребенка.

      Чем же может помочь учитель?

      На всем протяжении специальных занятий ребенку необходим режим благоприятствования. После многочисленных двоек и троек, неприятных разговоров дома он должен почувствовать хоть маленький, но успех. Поэтому желательно, чтобы хотя бы на время учитель отказался от исправления в тетрадях красным цветом. Это, во-первых, "зашумляет” информацию, которая заключена в специфических ошибках, что мешает педагогу. Во-вторых, вы представляете, как выглядят тетради таких учеников? Это сплошной красный фон. Для ребенка, страдающего дисграфией, такая картина является дополнительным фактором стресса.

      Существует методика, по которой ученик пишет карандашом, а учитель не исправляет ошибку, а на полях ставит пометку. Ученик имеет возможность не зачеркивать, а стереть свои ошибки, написать правильно. После этого он обязательно проводит работу над ошибками. Цель достигнута: ошибки найдены самим ребенком, исправлены, тетрадь в прекрасном состоянии, положительный эффект достигнут.

      Третьим желательным условием является отказ от проверок этих детей на скорость чтения. Надо сказать, что эти проверки давно уже вызывают справедливые нарекания у психологов и дефектологов. Хорошо еще, если учитель, понимая, какой стресс испытывает ребенок при этой проверке, проводит ее без акцентов, скрыто. А ведь бывает и так, что создают полную обстановку экзамена, вызывают ребенка одного, ставят на виду часы, да еще и проверяет не своя учительница, а завуч. Может быть, для ученика без проблем это все и не имеет значения, но у наших пациентов может развиться невроз.

Поэтому, если уж вам необходимо провести проверку на скорость чтения, сделайте это как можно в более щадящей форме.

      Когда ребенок делает много ошибок, родители часто слышат от учителей рекомендации – больше читать и писать.
      И выполняют их буквально. Иногда даже специалисты пытаются нарушения письма и чтения исправить количественными приемами: диктанты и диктаны, чтение больших текстов.

      Подход к ребенку, страдающему дислексией и дисграфией, должен быть совершенно другим. На первых этапах работа идет в основном устная: упражнения на развитие фонематического восприятия, звуковой анализ слова. Диктанты здесь принесут только вред. Многочисленные ошибки, которые неизбежно будут допускаться при их написании, фиксируются в памяти ребенка. По этой же причине нежелательно детям с дисграфией давать упражнения с неоткорректированным текстом (поиск ошибок). А работу над ошибками нужно проводить так, как рекомендует логопед. Суть в том, что ребенку нежелательно видеть неправильно написанные слова.

      Если вы задаете на дом прочитать текст или много писать, посоветуйте родителям, чтобы ребенок это делал не в один прием, а с перерывами, разбив текст на части. Это позволит ученикам, страдающим нарушениями письменной речи, лучше справиться с домашним заданием.

 

 

                       Упражнение «корректурная проба».

      Оно принесет пользу любому ученику. Что это такое?

      Ежедневно в течение 5 мин (не больше) ребенок в любом тексте (кроме газетного) зачеркивает заданные буквы. Начинать надо с одной гласной, затем перейти к согласным. Варианты могут быть самые разные. Например: букву а зачеркнуть, а букву о обвести. Можно давать парные согласные, а также те, в произношении которых или в их различии у ребенка имеются проблемы. Например: р – л, с – ш и т.д.

Через 2–2,5 месяца таких упражнений (но при условии – ежедневно и не более 5 мин) улучшается качество письма.

 

 

      Предложение.

      Систематически и целенаправленно проводить работу по предупреждению ошибок.

      С этой целью:

1. Выяснять причины слабой успеваемости учащихся

2. Проанализировать ошибки в работах

3. Наметить пути устранения типичных ошибок

4. Разработать «экран грамотности» класса, который поможет увидеть истинную картину усвоения детьми различных орфограмм по программе.

   

      

    

 

 

Категория: Мои статьи | Добавил: Юлия (01.11.2013)
Просмотров: 1970 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2024
    Создать бесплатный сайт с uCoz